Скандинавские руны,
как понятие
Руны - это вид письменности, по форме и происхождению отличный от известных алфавитов Европы и Азии. Мы будем говорить здесь о наиболее известных - скандинавских рунах (есть еще к примеру тюркские).
Корень слова "руны" встречается в словах германских языков, имея общее значение: шепот, шептать, тайна, секрет, тайный совет. Отсюда большинство исследователей делает вывод, что руны хранились в общем духовном наследии германских народов и были связаны с некоей тайной устной традицией, которая передавала смысл, а не только звучание и нач***ание этих знаков. Современное английское слово "писать" - to write - родственно древнеанглийскому слову "writan" - "вырезать, высекать". И мы до сих пор можем наблюдать высеченные на камнях руны (теперь уже в музеях).
Происхождение рун у скандинавов (а это германцы, ушедшие на север, на Скандинавский полуостров) считалось божественным. Согласно скандинавской мифологии, их нашел, пожертвовав собой, сам Один - бог колдовства и поэзии, военного исступления и творческого вдохновения. Девять ночей он провисел на Мировом Дереве - Ясене Иггдрасиль, пронзенный собственным же копьем, "принеся себя в жертву себе же" . И в результате познал священные знаки - руны. Руны для скандинавов были неразрывно связаны с поэзией, в том числе и магической поэзией стихов - заклятий. И бог Один учил людей поэтическому и руническому искусству.
Германо-скандинавские руны отличаются от других алфавитов Европы их активным использованием в магических целях. О гадании континентальных германцев с использованием знаков, похожих на руны рассказывал римский историк Тацит в I веке нашей эры. А в Скандинавии археологи обнаруживают рунические знаки, нач***анные во II веке нашей эры. О рунической магии прямо говорится в "Старшей Эдде" - древнеисландском сборнике песен о скандинавских богах и героях, а также в древнеисладских сагах и прядях (коротких рассказах), относящихся к эпохе викингов (VII - XI вв.).
Магический алфавит
Любой буквенный алфавит можно применять в магических целях: писать заклинания и просьбы самым обычным образом, но на необычных или необычно используемых вещах (вроде послания мертвым или воззвания к духам) . Иногда для этого используют особые ингредиенты, вроде "магических чернил" или особенным образом выделанной бумаги, ткани, коры дерева, и др. Есть другой излюбленный многими чародеями метод: это различного рода шифровки. Историкам магии известны знаменитые буквенные квадраты, типа ABRAKADABRA или SAPERO. Возможно, первые шифровки использовались именно в магических, а не в шпионских целях (колдуны, как и шпионы - представители очень древних профессий, но все-таки колдуны - древнее). Это делалось для того, чтобы непосвященные не разобрались в написанном, и чтобы не было страшных последствий от овеществления магических слов и сочетания звуков. Однако сам алфавит только от этого магическим не становится.
В то же время существуют сугубо магические алфавиты, и даже языки, вроде енохианского. Енохианский язык был детищем известного английского алхимика и духовидца XVII века Джона Ди и его напарника - медиума Эдварда Келли. Нашли они его во время своих мистических опытов. В наши дни этот язык используется телемитами (последователями А. Кроули), особо просвещенными "черными магами" и оккультистами западной европейской традиции.
А германские руны - это редкий вариант алфавита, являвшегося и магическим и обычным буквенным практически в одно и то же время. Поэтому, возможно, и был сохранен как система до наших дней. Это связано, с одной стороны, с широким распространением магических знаний, их врастанием в плоть и кровь народа. (Не зря из всех индоевропейских народов именно у северных германцев Один, бог-колдун, становится верховным божеством пантеона.) А с другой, с потребностью скандинавов в развитой алфавитной системе - для торговли, переписки и тому подобного. Это уже было связано с их широкой политической, военной, торговой и общественной деятельностью по всей тогдашней Европе. Вместо того, чтобы придумывать новый алфавит, северные германцы воспользовались своим старым магическим алфавитом, называемом "Футарк".
Рунические ряды
Германский рунический алфавит называется "футарк" (по первым шести буквам ряда - f - u - th - a - r - k, ударение в этом слове делается на первый слог - "фyтарк"). Однако подобных "футарков" существует несколько. Наиболее известными считаются Старший Футарк, Младший Футарк и Нортумбрийский футорк.
Старшие руны (Старший Футарк)
Рунический ряд, называемый Старшим Футарком - самый древний из нам известных, называемый еще "общегерманский Футарк". Изображения этого рунического строя встречаются по всей Скандинавии, и их относят к II - VIII вв. нашей эры. Его знаки являются скорее символами, нежели буквами и обозначают в первую очередь некие понятия или принципы. Руны этого ряда традиционно, еще в древних источниках, делятся на три группы из восьми рун (это показано и на рисунке). Каждая такая группа называется эттом. Порядок знаков в Старшем Футарке четко фиксирован, хотя иногда встречались смены мест двух последних рун.
Нач***ание рун Старшего Футарка в целом одинаково. Заметно различаются лишь варианты написания руны Совелу (Сигель) и руны Ингуз.
Для удобства можно называть один из вариантов (более старый, архаичный) - "Совелу", а сравнительно поздний - "Сигель".
С большой вероятностью можно предположить, что руны Старшего Футарка первоначально были магической системой. Но наряду с магическими целями , под влиянием существующих алфавитов других народов, эти руны стали в какой-то момент следовать целям информативного характера. Не было смысла скандинавам изобретать совсем уж новый алфавит для письменных занятий, и они использовали уже имеющиеся знаки.
Таким образом, руны из смысловых, когда каждый знак обозначал некое понятие , стали буквенными: знак стал буквой и отдельным звуком. Наиболее понятными для современных исследователей становятся именно "буквенные" записи. Исконные названия этих самых смысловых рун - неизвестны. И современные названия рун это результат изысканий лингвистов и упрощения этих названий в среде эзотерических рунологов.
Младшие руны (Младший Футарк)
Младший Футарк появляется в Скандинавии где-то в VIII - XI вв. как обычный буквенный алфавит на основе рун Старшего Футарка. Его называют еще "викингскими рунами". Новая система стала необходима для ведения переписки, заключения торговых и политических сделок. Исчезают некоторые буквы Старшего Футарка, изменяется написание других, отдельные старые знаки, приспосабливаясь непосредственно к языку, приобретают новое звучание. Этот ряд легко адаптировался к местному наречию или способу нач***ания знаков. Потому существуют несколько разновидностей этого алфавита, неимеющих, впрочем, никакого отношения к магии.
Со времен возникновения и активного использования "младших рун" люди старались не употреблять без необходимости руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Потому встречаются смешанные надписи из Старшего и Младшего Футарка, где осмысленная фраза из рун - букв (Младшего Футарка) заканчивается руной - понятием (Старшего Футарка).
Англосаксонский ряд
и Нортумбрийский Футорк
Эти рунические ряды возникли в результате переселения германских племен англов и саксов в Британию в V веке н.э. Магические системы и представления германцев (руны) и кельтов (друидский магический алфавит "огам", культ деревьев и др.) непостижимым образом сошлись в создании сначала раннего англосаксонского рунического строя из 28 рун, затем Нортумбрийского из 33 знаков.
Руническое Возрождение
Магическое использование рун с приходом христианства подверглось осуждению и забвению. Но в XIX - XX веках, когда началось возрождение немецкого народничества и "германской духовности", вспомнилась древняя, слывшая магической, письменность - руны. Так возникла новая, "эзотерическая", рунология.
В наше время любители оккультных изысканий и приверженцы неоязычества уже хорошо знакомы с рунами. Книги о рунах пишут популяризаторы - журналисты и идеологи возрождения "северной Веры" . Люди гадают на рунах, носят рунические амулеты и талисманы, иногда пытаются использовать руны для изменения реальности, влияния на существующий ход вещей.
Совершенно очевидно, что для постижения логики и смысла древних надписей, необходимо понимать, насколько это вообще возможно , мировосприятие тех людей и того времени. Но для того, чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо трансформировать или находить новые оттенки смысла самих знаков. Так возникает новый смысл древних рун, реальный для нас и современного мира. И руны по-прежнему выражают определенные принципы мироздания и мы можем по-своему описать и исследовать многие аспекты и стороны окружающей нас реальности.
Современный взгляд на руны
Руны в современной оккультной рунологии обозначают некие принципы мироздания (некий аналог "ме" древних шумеров, архетипов Платона или даже К.-Г. Юнга), то что непременно существует и является частью реального мира. При этом это может быть как элемент внешней реальности, так и часть внутренней реальности человека. Важно то, что это есть, существует.
Надо сказать, что руны не описывают непонятных фантазий, желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и намерении. Они не говорят о том, что "плохо" или "хорошо"; здесь важно "работает" или "не работает", а также "к чему ведет".