Буддадасы Бхиккху
Имя Буддадасы Бхиккху (1906-1993) означает подчи- нённый, или слуга Будды. Это имя достопочтенный Ад- жан Буддадаса дал себе сам и всю свою жизнь соответ- ствовал его значению. Немногие люди так напряжённо трудились для того, чтобы на практике постигать сущ- ность оставленного нам Буддой духовного наследия, как это делал учитель Буддадаса.
Буддадаса стал монахом в возрасте 20 лет, поддержав тем самым традицию принятия временного монашества, широко распространенную среди молодых тайцев. Он на- меревался вскоре оставить Сангху (общину монахов), что- бы вернуться назад в общество. Но получилось так, что опыт, который он приобрел, будучи молодым монахом, в результате не только изменил всю его будущую жизнь, но и оказал огромное влияние на весь тайский буддизм, значительно его преобразовав.
Ещё в начале монашества стали очевидны исключительные способности Буддадасы. Он быстро приобрёл авторитет благодаря использованию инновационных ме- тодов в изучении и преподавании Дхаммы. Стало ясно, что исследование и освещение истинной природы вещей станет делом его жизни. Однажды один старший монах спросил его: «Каковы твои взгляды за жизнь?» Буддадаса не задумываясь от- ветил: «Я должен жить для того, чтобы принести макси- мальную пользу человечеству». И он это сделал, полно- стью оправдав своё имя.
Когда жителей Таиланда просят описать Аджана Буддадасу, они неизменно характеризуют его в следующих категориях: Он был уникален. Буддадасу помнят за его воистину уникальный склад ума. Он отличался открытием новых перспектив в буд- дизме и стал знаменит благодаря творческим методам толкования и передачи Дхаммы. Буддадаса постоянно подчёркивал, что Дхамма научна, пряма и актуальна для всех. Он до сих пор считается одним из самых инновационных и авангардных, радикальных и даже революционных буддистов нашего времени. Средства массовой информации окрестили Буддадасу «самым провокационным и интеллектуальным монахом страны».
Он остается одним из наиболее влиятельных тайских мыслителей современности. Он был экспертом самоучкой. Формальное образование Буддадасы ограничивается девятью классами, после чего он был вынужден оставить обучение и управлять семейным бизнесом. Однако энтузиазм, с которым он занимался самостоятельным образованием, никогда не ослабевал. Будучи подростком, Буддадаса любил собирать дискуссионные группы для того, чтобы говорить о Дхамме. Ещё до монашества у него было много последователей благодаря способности просто и интересно излагать Дхамму. После посвящения в монахи он изучал всё, что необходимо знать монаху, и даже больше. Благодаря оригинальным буддийским текстам (из которых состоит Палийский канон), имеющих к ним отношение комментариям и трак- татам по медитации, священным текстам других школ и религиозных традиций, он стал экспертом не только в тайском буддизме, но и в целом, в религиоведении.
Семь университетов признали достижения Буддадасы, присудив ему степень доктора. Тем не менее, его жажда знаний пошла дальше религиоведения. По своей собственной инициативе он стал специалистом в области английского языка, поэзии, архитектуры, науки, истории искусства, литературы, фотографии и радио. Он интегрировал эти знания в свои учения и широко использовал средства современных технологий для того, чтобы сделать Дхамму широко доступной для всех.
Он пытался повысить эффективность распространения Дхаммы: своими выступлениями, статьями, заметками, поэмами, слайдами, VDO, скульптурами и картинами, всеми возможными способами, хотя никогда не отрицал, что лучшие уроки можно извлечь только из собственной практики. Он был настоящим практиком. За время монашества у Буддадасы были большие возможности обустроить свою жизнь в городе, где всегда было гораздо больше материального комфорта. Но он не принимал такие предложения и вместо этого предпочёл последовать примеру Будды, уединившись в лесу для медитации и познания Дхаммы, изучая её как в теории, так и на практике. Шесть лет своей жизни он прожил в уединении.
В 1932 году Буддадаса основал лесной монастырь Суан Моккхабаларама, недалеко от города, в котором родился, в Южном Таиланде, в непосредственном соседстве с природой, через которую так живо проявляет себя Дхамма. В течение шестилетнего периода своего уединения, он регулярно практиковал согласно текстам, систематически отслеживая своё продвижение, стремясь уяснить правильное понимание Дхаммы, эффективно его развивая и применяя.
Но и позже, когда о нём распространилась слава как об учёном монахе с большими достижениями, Аджан Буддадаса никогда не пренебрегал практикой Дхаммы, которая была для него также важна, как и распространение учения Будды. В его наставлении «Труд – это Дхамма» подчёркивается доступность и универсальность Дхаммы благодаря тому, что её может практиковать каждый. В этом наставлении он показывает тот великий потенциал, который в ней заключён. Он был плодотворным писателем. На протяжении всей жизни, писательский труд был постоянным занятием Буддадасы.
Перед тем как оставить этот мир, он создал поистине богатейший фонд справочного материала по изучению Дхаммы. Он является автором бесчисленных статей и остаётся наиболее известным тайским писателем, труды которого переведены на многие иностранные языки. Наследие, оставленное автором данной книги настолько велико, что его работы занимают целую комнату в Национальной библиотеке Таиланда. Его рукописи, книги, аудио, видеозаписи и другие труды хранятся сегодня в Буддадаса Индапанно Архиве в Бангкоке, официальное открытие которого состоялось 25 марта 2011 года.
О том, насколько неутомимым тружеником был Аджан Буддадаса, вспоминает Сантикаро Бхиккху, ученик авто- ра и переводчик «Руководства к жизни» с тайского на английский: «Достопочтенный учитель был плодотворным писателем и мыслителем до последнего дня своей жизни. Во время подношений (утренняя церемония, когда монахи выходят из монастыря для сбора пожертвований пищи от мирян), он постоянно делал пометки о посетивших его прозрениях в Дхамму. Свои мысли, высказывания о Дхамме, ставшие впоследствии широко известными, он записывал на первом попавшемся под руку клочке бумаги.
Сотни блокнотов учитель исписал фрагментами палийских текстов, вопросами для последующего изучения, поэмами, идеями, и другого рода материалами». Буддадаса умер в 1993 году после нескольких сердечных приступов. Последний из них пришёлся на момент составления конспекта лекции, которую Аджан собирался прочитать в свой День Рождения, буквально через два дня. Один из его учеников сказал, что даже в последние секунды своей жизни он был спокоен, и продолжал делать записи. Такой конец, несомненно, ещё раз демонстрирует, и на этот раз буквально, что Аджан Буддадаса оставался «слугой Будды» до последнего вздоха.
В 2005 году Юнеско включило Аджана Буддадасу в список самых выдающихся людей мира. Этого звания он заслужил за помощь, оказываемую человеческим су- ществам в понимании своей природы, а также за значительный вклад в развитие взаимопонимания между религиями.
из предисловия к книге "Руководство к жизни. Раскойте в себе весь потенциал человеческого существа"
Всю книгу можно скачать в библиотеке нашего сайта