Единорог – загадочное животное
Оно вроде бы и не существовало никогда в реальности, но при этом были вполне заслуживающие доверия сообщения от тех, кому доводилось встречаться с единорогом. Не говоря о том, что упоминается он даже в Библии – как существо вполне реальное, одновременно фигурируя в сказках и - уже в настоящее время - в произведениях жанра фэнтези.
Одним из древних письменных текстов, где упоминается это животное, действительно стала Библия. Именно о единороге идет речь в нескольких книгах Ветхого Завета: «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня» (Пс. 21:22). Единорог первым получил имя от Адама, он же выбрал покинуть Эдем вместе с изгнанными. Возможно ли, чтобы в Библии было упомянуто фантастическое, вымышленное животное?
«Мистическая охота на единорога» XV в.
Дело в том, что с древнееврейского языка текст книги был впервые переведен на греческий (собрание Септуагинта). Для слова «ре-ем» неизвестные переводчики выбрали именно такой греческий термин – «единорог». Более поздние труды содержали уже другое определение - «зубр», «дикий буйвол». Чем же объясняется выбор варианта перевода греками?
В Древней Греции единорогов не считали существами вымышленными или мифическими, они были для человека античности частью вполне материального мира. Другое дело, что непосредственно с единорогами греки, скорее всего, не встречались и были вынуждены опираться на сведения из третьих рук, вполне заслуживающих, казалось бы, доверия – ведь исходили они от людей цивилизованных и к тому же – соотечественников. В IV веке до н.э. некто Ктесий, служивший лекарем при персидском дворе, описал в своих сочинениях животных, которые водятся в Индии (в которой сам Ктесий, кстати, никогда не был). Это были якобы существа размером с лошадь, с ногами слона, с туловищем белого цвета, с единственным длинным рогом на лбу.
Помимо прочего, упоминается это животное и в сочинении Юлия Цезаря, в его записках о войне с галлами. По версии прославленного полководца, единороги водятся в европейских лесах, но охота на них трудна и требует особенного мастерства. С такими же особенностями образ единорога перешел и в другие культуры – как искаженное в результате пересказов описание индийского носорога.
Проблема, однако, состоит в том, что индская цивилизация, в свою очередь, оставила древние изображения единорога – вовсе не похожего на носорога, а вполне соответствующее позднейшим представлениям об этом таинственном животном – как о стройном копытном с длинным тонким – и единственным – рогом. Такие рисунки куда старше древнегреческих, их возраст – примерно 4 тысячи лет. Так неужели единороги действительно существовали?
Предполагается, что объяснение, опять-таки, куда прозаичнее. Если изображать животных «в профиль», без учета перспективы, то два рога будут выглядеть как один – ближний закроет собой тот, что дальше от зрителя. По этому принципу создавали рисунки египтяне – они тоже, в свою очередь, изображали таких «единорогов» - антилоп и других копытных, рога которых занимали положенное им место на голове животного, но сливались в один – так получались древние «единороги».
Зато при изучении наследия древних культур такие находки легли в уже сформированную за века концепцию восприятия единорога – как животное, похожее на лошадь.
Именно благодаря упоминанию в Библии в качестве «дикого зверя» или «буйвола» образ единорога благополучно перенес тысячелетие Средневековья, не будучи забытым и даже наоборот – приобретя вполне законченный сложившийся имидж в европейской культуре. В некоторых легендах, которые рассказывали о единороге, он еще считался агрессивным и свирепым – похоже, воплощая ч***ы своего более неуклюжего и куда менее привлекательного прообраза, таким он предстает, например, в сказках братьев Гримм, написанных по результатам сборов писателями немецкого фольклора.
Фреска с единорогом в палаццо Фарнезе
Вообще же образ единорога постепенно соединился, как ни странно на первый взгляд, с фигурой Девы Марии в христианстве. Согласно еще античным поверьям, пугливое и недоверчивое животное могла приручить только невинная девушка – недаром единорог был когда-то посвящен Артемиде, которая, правда, помимо того, что была девственницей, отвечала также за охоту и за диких зверей.
Единорог постепенно становился и модным символом, что использовали прежде всего в создании династических и государственных гербов. Кроме того, что это животное заочно наделяли такими качествами, как осторожность, суровый нрав, благоразумие и чистота помыслов, неудивительно, что единорога стали изображать на родовых гербах. Это не приветствовалось церковью – белоснежный конь с рогом, растущим на лбу, оказался тесно связанным с христианской символикой, прежде всего с Богоматерью и Иисусом Христом. Но с началом эпохи Возрождения единороги стали появляться на гербах и щитах именитых семей, а позже – и на знаках целых государств.
Рассказывали и об охоте на единорога – о том, в частности, что поймать его можно, заставив обманом приблизиться к девушке, которой только и подчинится этот зверь. Можно было купить и «рог» - разумеется, принадлежавший кому угодно, но не реальному единорогу. Примечательно, что Марко Поло, вернувшийся в XIII веке из странствий по Азии, описал уже в подробностях настоящего «единорога» - носорога, но из культуры и искусства уже устоявшийся романтический образ никуда не исчез.
Рафаэль Санти. «Дама с единорогом». Примечательно, что сначала на месте единорога - символа чистоты - была написана собака - символ верности. По каким-то причинам художник изменил замысел
Еще в XIX веке множество европейцев верили, что в их лесах обитают крайне осторожные, а потому не встреченные ими единороги. Да и следующий век, а за ними и XXI, не повлиял на популярность этих животных, даже наоборот: единорог стал почти непременным персонажем в историях с волшебными существами, включая и эпопею о Гарри Поттере, которая объединила собой большинство европейских легенд о магических существах.
по материалам
emosurf. com