Елена Петровна
Блаватская
Елена Петровна Блаватская родилась в семье выходца из Германии, в 16 лет вышла замуж за некоего Никифора Блаватского, которого вскоре оставила.
Много путешествовала по Европе и Азии, бывала в США. По ее собственным словам, семь лет провела в Тибете, где получила посвящение в оккультные мистерии. В 1873 году перебралась в Нью-Йорк и два года спустя основала Теософское общество.
Она заложила основу теософии — эзотерической доктрины. Большая часть материала этих книг была передана Блаватской посредством ченнелинга.
Передававшие ей эти тексты называют себя, в том числе и в самом тексте книг, Учителями Мудрости, или Махатмами. По представлениям теософов, они в основном пребывают в метафизических сферах, но появлялись и на Земле, особенно часто — в Тибете, где находился один из духовных центров Земли, Шамбала.
Учение Блаватской - теософия, ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной.
Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.
Учение Е.П.Блаватской с самого начала формировалось как синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох и народов с современными ей научными идеями.
Теософия Е.П.Блаватской была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления путем синтеза научного и вненаучного знания, а в самой Тайной Доктрине Е.П.Блаватской содержатся научные предвидения, которые на протяжении всего XX-го века находили экспериментальное подтверждение в физике, астрономии, биологии.
Е.П.Блаватскую называют выдающимся мыслителем, заложившим первые камни в здание нового мышления, разработавшим основы космогенезиса и антропогенезиса, а её творчество сравнивают с творчеством русских философов, утверждая, что она стояла у истоков русского космизма.
Из основных ее достижений можно перечислить следующие:
- она дала популярное объяснение понятий кармы и реинкарнации (перевоплощения);
- в своих работах она стремилась показать, что все основные религии происходят из одного первоначального источника, имеют общий корень;
- она объясняла важность Морали и Братства для эволюции и развития человека и человечества и доказывала их необходимость.
Созданное ей Теософское общество набрало во многих странах (в первую очередь в Англии, Франции, США, Индии) десятки тысяч сторонников.
Общество проповедовало идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта единая божественная сущность, стремление создать на этой основе универсальную религию.
Деятельность Теософского общества привела к повышению интереса к индуизму и буддизму, возникновению впоследствии серьёзных научных исследований и распространению буддизма в западных странах.